Хватит додумывать за других

 

 

Это очень мешает жить. И тем, кто додумывает и тем, за кого додумывают.

Додумывания — это фантазии и иллюзии, галлюцинации в худшем случае и гипотезы в лучшем. Но это в любом случае вымысел, выдумка. Версия, а не факт.

Додумывания мешают строить отношения, мешают людям жить счастливо, мешают переживать трудности. Они мешают.

Мешают.

Почему же практически все это делают? Читают мысли и додумывают за других?

Почему же люди не отказываются от этих бессмысленных, а порой даже вредных, очень ресурсозатратных действий?

Потому что думают, что так надо. Что так правильно. Ведь с детства нам внушали, что мы должны уметь читать мысли и понимать людей без слов. А тех кто не умел, заставляли и учили. Принуждали. Ругали, если не получалось.

 

И были даже специальные люди, которые прямо точно знали, как и что именно надо додумывать. Какие додумывания верные, а какие нет. Назывались эти люди учителя литературы. Ведь люди, которые в школе преподают детям психологию — это именно они. Они разбирают мотивы, рассуждают о поведении героев произведений, учат оценивать и примерять чужие ситуации на себя. Учат додумывать и интерпретировать все определенным образом.

 

Вспомните:

  • что этим хотел сказать автор?
  • какая мысль звучит между строк?
  • почему автор взял именно эти краски для картины?
  • что чувствовал автор, когда создавал это произведение?
  • что автор хотел донести до своих читателей?

Спросить бы у автора, честное слово!

Ведь только он сам знает ответы на эти вопросы. И то не всегда. Может и не знать.

Вот я — автор (громко конечно сказано, но все же). И первым моим статьям уже пара лет. Я ведь их не перечитываю ежедневно. А у меня иногда на консультации спрашивают: «А что Вы хотели сказать такой-то статьей?»

 

А я и не помню особо) нужно почитать и вспомнить. Все, что я хочу сказать в моменте — я говорю прямо, без всяких скрытых идей. Обычно я просто хочу, чтобы Вам стало немного понятнее то, в чем трудно разобраться в состоянии смятения. Чтобы стало немного легче. Никаких подводных смыслов.

 

Причём модель этого повсеместного чтения мыслей перенимается детьми не так-то легко, и не так уж быстро.

Растущие люди активно сопротивляются этим действиям. Психика сопротивляется. Ведь она создана для отражения реальности, а не для выдумывания другой реальности, не заметной глазу.

 

Но потом дети привыкают. Смиряются. Принимают как данность. Привыкают думать, что люди не говорят чего-то напрямую, а обязательно скрывают какую-то потаенную мысль, которая не может быть очевидной (а если ты видишь очевидное только и не ищешь подводные камни, значит глуп, значит плохо ищешь, ибо «кто ищет, тот найдёт», ищи лучше). Привыкают додумывать.

 

И вырастают эти дети во взрослых, которым везде мерещится двойное дно. Которые додумывают всё что видят и слышат. И придумывают то, чего не видели и не слышали. Которым так трудно быть в реальности, она кажется недостаточной, неправильной, тревожной, опасной, враждебной, гнетущей и прочее.

 

Как тем, кто не верил своим глазам и ушам начать это делать? Нет ведь навыка. Его нужно воспитывать и тренировать.

Проще всего такой навык приобрести в общении с человеком, который им (этим навыком) обладает. Потому что главный механизм научения у человека — идентификация (подражание ). Здорово, если у Вас были учителя, не требующие додумывать, если нет — ищите таких людей. Общайтесь с ними. Читайте их.

 

Они научат не искать больше скрытые смыслы, и не прятать свои в надежде на экстрасенсорные способности собеседника. Говорить без намеков, напрямую. Слышать именно то, что говорят, даже если это не нравится. Сознательно отказываться понимать намеки.

 

А еще очень важно помнить всегда о том, что осуществляя любую коммуникацию, люди очень по-разному воспринимают одни и те же слова. Поэтому, если Вам важно быть понятым и услышанным — учитесь объяснять свою точку зрения. Если важно понимать — учитесь спрашивать. Будьте смелыми и настойчивыми, не отказывайтесь от  своих мыслей если они кому-то не нравятся или непонятны.

 

Но также учитесь быть гибким, если чья-то мысль явно лучше и больше нравится Вам, ничего нет стыдного в том, чтобы передумать.

Это не отсутствие принципов и внутреннего стержня, а присутствие критичности и здравого смысла.

Но «переобуваться» надо не на каждом повороте, а лишь когда «ботинки» и вправду жмут, разонравились или действительно не подходят больше к Вашей картине мира (по Вашему мнению).

 

Было бы здорово,  если бы в школе нас учили не додумывать, что хотел сказать автор, а рассказывать о том, как мы поняли, то что он сказал, что в этом увидели и как мы к этому отнеслись. Именно мы. Детям важно показывать как по-разному люди воспринимают информацию и как важно учиться понимать друг друга, проясняя для этого все в диалоге.

Тогда у психологов будет чуть меньше работы, а у людей чуть больше взаимопонимания)

Расширенные, не цензурированные копии статей

 

Размещение на других площадках и сайтах РАЗРЕШЕНО при: 

1. Указании авторства

2. Ссылки на источник

3. Сохранение целостности материала

При творческой перепечатке, пожалуйста, ссылайтесь на "источник вдохновения"

Поделитесь, если понравилось:
Для ознакомления со старыми статьями, используйте поиск по сайту